Методические рекомендации по подготовке обучающихся к олимпиаде по физической культуре
На современном этапе в образовании все больше утверждается деятельностный компетентностный подход, сущность которого заключается в том, чтобы сделать ученика активным соучастником учебного процесса. Умение владеть знаниями, применять их на практике, интерпретировать и выражать своё отношение к ним - это главная цель педагога в работе с учениками. Знаю → могу применить →владею способами применения (знаю как применить) → имею своё отношение - эта логическая цепочка определяет развитие олимпиадных детей.
Одной из форм организации физического воспитания школьников является проведение олимпиад по физической культуре, в которых школьники принимают самое активное участие, демонстрируя свои знания и умения в области физкультуры и спорта.
Олимпиады - это одна из общепризнанных форм работы с одаренными и высокомотивированными учащимися. Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников. Это своего рода специализированный IQ для наших учащихся.
В положении о Всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре указывается, что «олимпиада проводится с целью создания условий, способствующих активизации работы в сфере физической культуры; совершенствования теоретико- методических знаний и практических умений и навыков, необходимым учащимся в повседневной жизни, формирования интереса к занятиям физическими упражнениями, выявления наиболее подготовленных школьников для поступления в специализированные высшие учебные заведения».
Основными задачами олимпиады школьников по физической культуре являются:
- выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно- исследовательской деятельности;
- создание необходимых условий для поддержки одаренных детей;
- пропаганда научных знаний;
- привлечение ученых и практиков соответствующих областей к работе с одаренными детьми;
- отбор наиболее талантливых обучающихся в сборные команды страны для участия в международных олимпиадах.
В каждой школе есть одарённые ученики, которые любят физкультуру и спорт, с большой охотой приходят на уроки физической культуры, дополнительно занимаются в спортивных секциях и кружках, участвуют в различных соревнованиях и турнирах.
Таких детей мы замечаем и даём им шанс проявить себя на первом этапе олимпиады – школьном.
В этом конкурсе участвуют обучающиеся юноши и девушки 5-6, 7-8, 9-11 классов, наиболее подготовленные физически и с опытом теоретической подготовки, полученных на уроках физической культуры и самостоятельных знаний.
Школьная олимпиада состоит из двух частей:
- тесты по теоретико-методическим знаниям;
- практическая часть (игровые виды спорта, легкая атлетика, акробатическая комбинация).
На школьной олимпиаде оценивается качество освоения учащимися знаний, умений и навыков, предусмотренных учебной программой по физической культуре. По теоретическому курсу наибольшая сумма баллов за правильные ответы; практическая часть – наименьшая сумма мест.
Таким образом, выявляются лучшие ученики 5-6, 7-8, 9-11 классов, самые одарённые, самые спортивные, сильные, физически здоровые ребята, которые отстаивают честь школы на городской олимпиаде.
Методика подготовки детей к муниципальному этапу олимпиады по физкультуре отработана в течение нескольких лет:
- уроки физической культуры;
- спортивные секции и кружки;
- дополнительные занятия и тренировки.
Учителя физической культуры поэтапно совершенствуют элементы акробатики, разученные на уроках физической культуры и закрепляют эти навыки на дополнительных занятиях, с необходимым оборудованием, отрабатывают элементы спортивных игр, задания по легкой атлетике.
Проведя анализ работы по подготовке обучающихся к олимпиаде по физкультуре, можно сделать вывод, что в школе, как правило, выигрывают конкурсные испытания те учащиеся, которые занимаются в различных спортивных секциях и кружках, в которых добиваются больших успехов.
Мотивация к активной спортивной деятельности обучающихся определяется различными факторами.
На начальном этапе причинами активного занятия спортом (независимо от вида спорта) могут быть:
1.Стремление к самосовершенствованию (укрепление здоровья, улучшение телосложения, развитие физических и волевых качеств).
2.Стремление к самовыражению и самоутверждению (желание быть не хуже других, быть похожим на выдающегося спортсмена; стремление признанию у сверстников; желание защищать честь школы, быть привлекательным для противоположного пола).
3.Социальные установки (мода на спорт, стремление сохранить семейные спортивные традиции, желание быть готовым к труду и службе в армии).
4.Удовлетворение духовных и материальных потребностей (стремление чувствовать себя членом спортивной команды или спортивной школы, общаться с товарищами, получать новые впечатления, желание получить спортивные награды).
Каждая из перечисленных причин имеет для конкретного школьника большую или меньшую действенность в связи с его ценностными ориентациями. Однако некоторые мотиваторы являются ведущими для большинства: удовольствие, получаемое от занятий спортом, стремление к здоровью и физическому развитию, к общению, к самоактуализации и развитию волевых качеств, повышение самооценки учащегося.
Умелое использование мотивации школьников, ссылаясь на примеры выпускников прошлых лет, рекламируя их достижения и результаты, происходит формирование среди учащихся активных участников Всероссийской олимпиады школьников и различных спортивных состязаний.
Целями педагога по мотивации учащихся к активной спортивной деятельности и участию во Всероссийской олимпиаде школьников являются:
1. Выявление учащихся с высокими спортивными способностями и интересом к самостоятельной познавательной деятельности.
2. Создание условий для поддержки одарённых детей, оказание посильной помощи в полном раскрытии их способностей, оказание им помощи в сознательном выборе профессии.
3. Поощрение самостоятельной, поисковой, исследовательской деятельности одарённых учащихся.
4. Повышение интереса учащихся к углубленному изучению предмета физической культуры.
5. Активизация деятельности для дальнейшего интеллектуального развития учащихся и подготовки их к участию во Всероссийской олимпиаде школьников.
6. Активизация работы кружков и секций, всех форм внеклассной и внешкольной работы по физической культуре .
В системе работы по подготовке к олимпиаде можно выделить три этапа.
1 этап. Выявление одаренных и высокомотивированных детей, отличающихся нестандартным мышлением.
Выявление одаренных учеников начинается еще с начальной школы. Это дети, которые имеют творческий характер, применяют в выполнении заданий нестандартный подход. На занятиях педагогу необходимо стараться поддержать интерес к своему предмету, использовать различные методы обучения, разучивать дополнительный материал, расширять и углублять различные программные темы.
2 этап. Вовлечение учащихся в олимпиадное движение.
Серьезное участие во Всероссийской олимпиаде начинается только с 9 класса. Возникший разрыв с 5 по 8 классы успешно устраняется активным участием обучающихся в различных спортивных мероприятиях, конкурсах, заочных олимпиадах что формирует интерес к участию в олимпиадном движении.
3 этап. Подготовка участников олимпиад.
Подготовка к олимпиаде по физической культуре - это сложный процесс, требующий продуманности и систематичности.
Основными подходами при подготовке олимпийцев являются:
• решение как можно большего числа олимпиадных заданий;
• подробное дополнительное изучение тем школьного курса;
• комбинированные способы.
Программа конкурсных испытаний муниципального и регионального этапов олимпиад состоит из заданий практического и теоретико-методического характера. Традиционно практические задания включают в себя выполнение упражнений из разделов школьной программы: гимнастики, баскетбола, футбола и волейбола. Однако мы никогда заранее не знаем, какой будет программа следующей олимпиады и какие задания будут в нее включены. Более того, в литературных источниках по физической культуре и спорту нет рекомендаций по подготовке учащихся общеобразовательных школ к участию в предметной олимпиаде.
Исходя из выше сказанного, надо четко сформулировать проблему: каковы должны быть содержание и направленность тренировочного процесса, необходимые для успешного участия в олимпиаде по физической культуре?
Разработать эффективное содержание и направленность тренировочного процесса, обеспечивающего повышение уровня подготовленности в конкурсных заданиях олимпиады по физической культуре.
Процесс подготовки к олимпиаде по физической культуре будет проходить более эффективно, если:
– выявить сильные и слабые стороны физической и технической подготовленности по программе олимпиады;
– уточнить сенситивные периоды развития физических качеств юношей и девушек старшего школьного возраста;
– провести отбор средств физической подготовки, способствующих улучшению результатов в выполнении конкурсных заданий олимпиады по физической культуре;
– разработать и реализовать программу подготовки к участию в олимпиаде по физической культуре.
В итоге перед нами поставлены следующие задачи:
1) проанализировать результаты олимпиад по физической культуре предыдущих лет с целью выявления сильных и слабых сторон физической и технической подготовленности;
2) уточнить сенситивные периоды развития физических качеств юношей и девушек старшего школьного возраста;
3) произвести отбор средств физической подготовки, способствующих улучшению результатов в выполнении конкурсных заданий олимпиады по физической культуре;
4) разработать и экспериментально проверить программу подготовки к олимпиаде по физической культуре.
На период непосредственной подготовки к олимпиаде (сентябрь – декабрь) предлагаю расписание тренировочных занятий.
Примерное планирование недельного тренировочного цикла в период с сентября по декабрь
Понедельник: 15.00–16.00 – гимнастика;
16.00–17.00 – теоретическая подготовка;
19.00–21.00 – баскетбол, волейбол, футбол
Вторник: 15.05–15.20 – беговая подготовка (поселковый спортзал);
15.15–17.15 – футбол, баскетбол (поселковый спортзал);
20.00–21.00 – волейбол (поселковый спортзал)
Среда: 15.00–16.00 – гимнастика;
16.00–17.00 – теоретическая подготовка;
19.00–21.00 – баскетбол, футбол, волейбол
Четверг:
15.05–15.20 – беговая подготовка;
16.15–17.15 – футбол, баскетбол;
20.00–21.00 – волейбол
Пятница: 15.00–16.00 – гимнастика;
16.00–17.00 – теоретическая подготовка;
19.00–21.00 – баскетбол, футбол, волейбол
Суббота: 13.30–15.30 – беговая подготовка, тренировка в выполнении конкурсных заданий по баскетболу и футболу (поселковый спортзал)
Воскресенье: Соревнования или отдых
В ходе реализации намеченного плана, а также регулярные занятия в спортивных секциях по игровым видам спорта позволили показать стабильно высокие результаты в баскетболе, волейболе и футболе. Повышение силовых способностей позволило овладеть технически сложными гимнастическими упражнениями, что положительно отразилось на результате выполнения конкурсного задания муниципального этапа олимпиады по спортивной гимнастике.
Анализ участия в предыдущих олимпиадах по физической культуре показал, что процесс подготовки проходит более эффективно, если разработать и реализовать программу, в которой будут систематизированы содержание и направленность средств физической и технической подготовки.
В помощь учителям физической культуры предлагаю вопросы и ответы для подготовки учащихся к теоретическому туру олимпиады.
ВАРИАНТЫ ВОПРОСОВ АНТИЧНЫЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ (ОИ)
1. Назовите состязания, входившие в программу первых ОИ древности? (Стадиодром - бег на 1 стадий,)
2. Что такое «пентатлон»? Назовите состязания, входящие в программу пентатлона. (Греческое пятиборье: бег, прыжки в длину, метание диска, метание копья и борьба.)
3. Как называлось в Древней Греции пятиборье? (Пентатлон.)
4. Что такое «панкратион»? (Состязание, включавшее элементы борьбы и кулачного боя.)
5. Одним из видов древних Игр являлся панкратион. Что он из себя представлял? (Вид единоборств.)
6. Кто имел право принять участие в древних ОИ? (Свобод-нороэюденные греки.)
7'. Кто из римских императоров запретил проведение древ¬них ОИ? (Феодосии I.)
8. Что означали состязания в «долиходроме» на Играх в Древней Греции? (Бег на выдержку (выносливость).)
9. Где было положено начало спортивным состязаниям, во¬шедшим в историю под названием «ОИ»? (Греция.)
10. Где возникла оздоровительная, философская система уп¬ражнений йоги? (Древняя Индия.)
11. Где существовали наиболее известные системы физиче¬ского воспитания в Древней Греции? (Афины и Спарта.)
12. Чем награждался победитель античных ОИ? (Венком из ветвей оливкового дерева, пальмовой ветвью, белой налобной повязкой.)
13. Как назывались судьи на античных ОИ? (Судьи называ¬лись элладониками.)
14. Как называли победителей античных ОИ? (Олимпио-никами.)
15. Каково происхождение слова атлет! («Атло» - приз за победу, отсюда - «атлет», то есть борющийся за приз.)
16. Как назывались специальные помещения для подготовки атлетов к античным ОИ? (Гимнасии.)
17. С какого времени ведется счет античных ОИ? (Принято считать, что Первые ОИ состоялись в 776 г. до н. э.)
18. Что такое античная концепция «Экехейра»? («Экехейра» -священное перемирие на время подготовки и проведения ОИ. Экехейра свято соблюдалась. За нарушение город-полис обла¬гался большим денежным штрафом или не допускался к участию в очередных Играх.)
19. Кто из выдающихся людей древности и в каких видах состязаний участвовал в ОИ? (Олимпийским чемпионом в кулач¬ном бою был великий математик Пифагор. «Отец медицины» Гиппократ считался прекрасным наездником и борцом. Уча¬стие в играх также принимали философы Аристотель, Пла¬тон, Сократ и Плагион, историк Геродот.)
20. Охарактеризуйте концепцию «позитивного здоровья» Гиппократа? (Еще В 480г. до н. э. «отец медицины» Гиппократ признавал значение равновесия между потреблением пищи и фи¬зической активностью для здоровья.)
21. Первые Игры состояли только из одного вида состяза¬ний, назовите его. (Бег на одну стадию = 192 м 27 см.)
22. Кто из древнегреческих философов считал движение це¬лительной частью медицины? (Платон.)
23. Где праздновались древнегреческие ОИ? (В Олимпии.)
24. Какое значение в античные времена имел термин «олим¬пиада»? (Четырехлетний период между ОИ.)
25. Кто из известных ученых древности был чемпионом ОИ? (Математик Пифагор.)
26. Какая страна является родиной ОИ? (Греция.)
27. Тренеров в Древней Греции называли... (гимнастами).
28. Атлетов, нанесших смертельные раны сопернику во вре¬мя ОИ, судьи Эллады... (изгоняли со стадиона).
29. В Элладе победитель в пентатлоне определялся... (на основе принципа выбывания).
30. Как назывались сооружения для подготовки атлетов к древнегреческим Олимпийским играм? (Гимнасии.)
СОВРЕМЕННЫЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ
31. Кто является основателем современного олимпийского движения? (Пьер де Кубертен.)
32. Где и когда состоялся первый Международный атлетиче¬ский конгресс? Какие решения он принял? (23 июня 1894 года. В Сорбонне. На конгрессе была принята Олимпийская хартия как основополагающий документ развития олимпийского движе¬ния. Образован МОК. Провозглашено возрождение ОИ. Принято решение провести Первые ОИ в столице Греции — Афинах.)
33. Назовите дату и место выступления Кубертена с докладом о возрождении ОИ? (25 ноября 1892 года Кубертен выступил в Сорбонне с докладом о возрождении ОИ.)
34. Какие основные традиции проведения античных ОИ исполь¬зуются в современности? (Четырехлетний цикл проведения.)
35. Какова роль Пьера де Кубертена в возрождении ОИ? (Пьер де Кубертен — инициатор возрождения ОИ.)
36. Когда и где состоялись Игры I Олимпиады современности и почему? Какова была их программа? (6 апреля 1896 г. В г. Афи¬нах (Греция), в знак признания Греции как родины античных ОИ. Атлеты соревновались в 9 видах спорта: (легкая атлетика, гимнастика, плавание, поднятие тяжестей, борьба, стрельба, фехтование, велосипедные гонки, теннис).)
37. Назовите первого победителя олимпийских состязаний в марафонском беге? (24-летний атлет из Греции — Спирос Луис.)
38. Какие Игры Олимпиады называют «первыми настоящи¬ми» и почему? (Игры IV Олимпиады 1908 г., состоявшиеся в Лондоне. Они были самыми крупными по количеству участни¬ков, представленных стран (22), видов спорта (24) и дисциплин. Впервые приняли участие 5 континентов.)
39. Когда и насколько удачно спортсмены Российской импе¬рии впервые приняли участие в ОИ? (В 1908 г. в Лондоне, на Играх IV Олимпиады. Команда состояла из 8 спортсменов. Золотую медаль в фигурном катании завоевал Николай Панин-. Коломенкин.)
40. Назовите спортсменку, ставшую первой олимпийской чемпионкой. (Англичанка Шарлотта Купер.)
41. Назовите авторов олимпийского девиза. (Пьер де Кубер¬тен и Дидон.)
42. На каких Играх и в каких видах спорта в Новое время впервые приняли участие женщины? (На Играх II Олимпиады в Париже в 1900 г. В соревнованиях по теннису и гольфу.)
43. Кто был инициатором создания Международной олим¬пийской академии (МОА)? (Пьер де Кубертен.)
44. Когда и где была создана МО А? (В 1961 году в Афинах.)
45. О чем говорилось в завещании Пьера де Кубертена? (Хранить олимпийские традиции и похоронить его сердце в Олимпии.)
46. Когда и где была принята Олимпийская хартия как осно¬вополагающий документ развития олимпийского движения? (На конгрессе 23 июня 1894 г. в Сорбонне.)
47. На Играх какой Олимпиады впервые участвовали спорт¬смены всех пяти континентов? (На Играх IV Олимпиады в Лон¬доне в 1908 г.)
48. Почему не состоялись Игры VI, XII и XIII Олимпиад? (Вследствие Первой и Второй мировых войн.)
49. В каких видах спорта соревновались женщины во время первых зимних ОИ? (Фигурное катание.)
50. Кто и когда был избран первым представителем МОК для Российской империи? (23 июня 1896 г в Париже избран чле¬ном МОК Алексей Дмитриевич Бутовский.)
51. Где был создан МОК? (В Париже.)
52. Где находится штаб-квартира МОК? (В Лозанне. Швей¬цария.)
53. Кто стал первым олимпийским чемпионом Игр Нового времени? (Джеймс Конноли (США).)
54. К Играм какой Олимпиады впервые была построена Олимпийская деревня? (X Олимпиады в 1932 году в Лос-Андже¬лесе (США).)
55. Назовите столицу ОИ 1912 г. (Стокгольм.)
56. Кому принадлежит концепция современного олимпизма? (Пьеру де Кубертену.)
57. Когда участники ОИ современности впервые давали олимпийскую клятву? (На VII Олимпиаде в Антверпене в 1920 г.)
58. На Играх какой Олимпиады впервые был поднят олим¬пийский флаг? (На Играх VII Олимпиады в Антверпене в 1920 г.)
59. На Играх какой Олимпиады была впервые проведена фа¬кельная эстафета олимпийского огня, зажженного в Олимпии? (На Играх XI Олимпиады В Берлине в 1936 г.)
60. В каком году был создан Российский олимпийский коми¬тет в Российской империи? (В 1911 году. Председателем был избран педагог, руководитель учебных заведений Вячеслав Из¬маилович Срезневский.)
61. За какое произведение и когда был удостоен золотой олимпийской медали на конкурсе искусств Пьер де Кубертен? (За «Оду спорту» на Играх V Олимпиады в 1912 г. в Стокгольме.)
62. Кем была высказана идея зажжения олимпийского огня у храма Зевса в Олимпии и его доставка факельной эстафетой на олимпийский стадион к церемонии открытия ОИ? (Пьером де Кубертеном в 1912 г.)
63. Когда и где впервые состоялись зимние ОИ? (25 января - 4 февраля 1924 г. в Шамони (Франция).)
64. Назовите девиз ОИ. Когда он прозвучал впервые? («Бы¬стрее, выше, сильнее». На Играх VII Олимпиады (1920 г.) в Ант¬верпене.)
65. В каком году МОК принял олимпийскую эмблему, пред¬ложенную Пьером де Кубертеном? (В 1913 г.)
66. Укажите, к каким ОИ была предложена впервые олим¬пийская эмблема из пяти переплетенных колец? (В 1920 г. Ан¬тверпен. УПОИ.)
67. В каком году российский спортсмен впервые стал олим¬пийским чемпионом? (В 1908 г.)
68. Первое официальное участие России в ОИ произошло ... (на V ОИ в Стокгольме (1912 г.)).
69. На каких ОИ женщины впервые соревновались в легкой атлетике и гимнастике? (На Играх IX Олимпиады (1928 г.) в Ам¬стердаме.)
70. Какие виды спорта вошли в программу Игр I Олимпиа¬ды? (Борьба, велоспорт, гимнастика, лёгкая атлетика, плава¬ние, стрельба, теннис, тяжёлая атлетика, фехтование.)
71. Сколько российских спортсменов участвовало в ОИ 1904 г.? (Нисколько.)
72. МОК принял постановление о' проведении зимних ОИ... (в 1925 году).
73. В каком году не состоялись ОИ из-за мировых войн? (В 1916 г. VI (летние) ОИ; в 1940 г. XII ОИ; в 1944 г. XIII ОИ.)
74. Когда впервые зажгли олимпийский огонь на стадионе? (В 1928 г., в Амстердаме.)
75. В каком году впервые состоялась Спартакиада народов СССР? (В 1928 г.)
76. В каком году впервые вспыхивает Эстафета олимпий¬ских факелов? (В 1936 г.)
77. В каком году и где состоялся дебют советских спортсме¬нов (команда) СССР в ОИ? (В 1952 г., на Играх XV Олимпиады в Хельсинки.)
78. Кем и когда были произнесены слова: «Главное не побе¬да, а участие»? (Епископом Пенсинвальским, в 1908 г.)
79. Где проводились ОИ 1980 г.? (В Москве.)
80. Назовите эмблему ОИ 1980 г.? (Мишка.)
81. Кто зажег в Олимпии олимпийский огонь Московской Олимпиады? (М. Москолиу.)
82. Игры какой Олимпиады были впервые проведены на ази¬атском континенте? (Игры VIII Олимпиады в 1964 г., в столице Японии.)
83. Кто внес факел с олимпийским огнем на стадион в Токио на Играх VIII Олимпиады в 1964 г. и почему? (Японский юноша И. Сакаи, родившийся в день атолгной бомбардировки амери¬канскими самолетами г. Хиросимы, в знак протеста против угрозы атомной войны.)
84. Игры какой Олимпиады были впервые проведены на тер¬ритории Латинской Америки? (Игры XIX Олимпиады (1968 г.), в столице Мексики — городе Мехико.)
85. Что такое Параолимпийские игры? (Игры спортсменов- инвалидов, летние и зимние, проводимые под покровительством МОК в тех же городах и на тех же стадионах, где состоялись очередные ОИ, спустя один месяц.)
86. Параолимпийские игры проводятся... (с 1984 г.).
87. Кто из волгоградцев завоевал на одной Олимпиаде три зо¬лотые медали? (Евгений Садовый.)
88. Назовите победителей и призеров ОИ из своего города? (По Волгограду: О. Бондаренко, Е. Романова, Е. Слесаренко, Е. Исинбаева, Т. Лебедева - легкая атлетика; Е. Садовый, А. Попов, Д. Панкратов, В. Селъков, Р. Ивановский, К. Ушаков — плавание; М. Опалев - гребля на каноэ: Е. Худашева - баскет¬бол; Е. Долгополова, А. Чепелева - спортивная гимнастика; А. Петров - тяжелая атлетика и др.)
89. Какой вид спорта является вторым по количеству разыг¬рываемых медалей на современных ОИ? (Плавание.)
90. Летние ОИ 2000 г., вид спорта - спортивная гимнастика, золотая медаль... (Алексей Немов).
91. Зимние ОИ 2002 г., вид спорта - лыжные гонки, золотая медаль... (Юлия Чепалова).
92. Какие виды входят в программу лыжного двоеборья? (Прыжок с трамплина и лыжные гонки.)
93. Кто из отечественных олимпийцев имеет наибольшее ко¬личество наград? (Лариса Латынина — спортивная гимнастика.)
94. Сколько медалей имеет гимнастка Лариса Латынина? (18 олимпийских медалей (из них — 9 золотых)).
95. Где проходили ОИ в 2008 году? (В Пекине.)
96. Какой город примет в 2010 г. XXI зимние ОИ? (Ванкувер.)
97. Где и когда сноуборд был впервые включен в программу ОИ? (Зимняя Олимпиада в Нагано, 1998 г.)
98. Где проводились Игры доброй воли и в каком году? (Мо¬сква, 1984 г.)
99. Назовите нашу олимпийскую чемпионку 1964 г. в лыж¬ной эстафете 3 по 5км? (А. Колчина.)
100. Какое количество золотых медалей завоевала сборная России в 2000 г. на XXVII ОИ в Сиднее? (32.)
101. В Афинах в 2004 г. Юрий Барзаковский стал чемпионом XXVIII ОИ ... (влегкой атлетике).
102. Какое трагическое событие омрачило Игры XX Олим¬пиады в Мюнхене? (5 сентября 1972 г., на одиннадцатый день Олимпиады, вооруженные члены палестинской организации «Черный сентябрь» проникли в расположение делегации Израи¬ля в Олимпийской деревне и захватили заложников. Во время освобождения 11 израильских спортсменов и тренеров были убиты.)
103. Кем был установлен на XIX Играх Олимпиады в прыжке в длину мировой рекорд, продержавшийся 23 года? (Американ¬цем Бобом Бимоном.)
104. Укажите, в каком городе прошли летние ОИ 2004 г.? (Афины - родина 1-х ОИ.)
105. В каком виде спорта стали чемпионами ОИ Вера Зозуля, Сергей Данилин, Альберт Демченко? (В санном спорте.)
106. В каком году и где состоялись первые Всемирные юно¬шеские игры? (В 1998 г., в Москве.)
107. Какая группа видов спорта составляет программу совре¬менного пятиборья? (Фехтование, кросс, плавание, стрельба, верховая езда.)
108. Кто из волгоградских легкоатлетов установил мировой рекорд на ОИ 2004 г. в Афинах? (Елена Исинбаева.)
109. Кто из волгоградских легкоатлетов установил олимпий¬ский рекорд на ОИ 2004 г. в Афинах? (Елена Слесаренко.)
110. Кто стал семикратным олимпийским чемпионом на XX ОИ в Мюнхене в 1972 г.? (Марк Спитц.)
111. Когда и где были проведены ОИ на родине Пьера де Ку¬бертена? (Игры II Олимпиады в 1900 г., в Париже.)
112. Укажите, достижение кого из участников ОИ улучшить невозможно, можно лишь повторить? (Лидии Скобликовой, Эри¬ка Хайдена.)
113. Когда впервые представители СССР приняли участие в зим¬них ОИ? (В 1956 г. на VII зимних Олимпийских играх в Италии.)
114. Когда впервые зажгли олимпийский огонь на зимних ОИ? (В 1952 г. на VI ОИ в Осло.)
115. Назовите зимние игры, которые впервые проводились на азиатском континенте? (XI Олимпийские зимние игры. Япо¬ния, 1972 г.)
116. Кто завоевал первую золотую олимпийскую медаль в истории спорта СССР? (Метательница диска Нина Пономарё¬ва (Ромашкова) в 1952 г., в Хельсинки.)
117. Когда впервые стали проводить Всероссийские Олим¬пиады? (1-я состоялась в 1913 г., в г. Киеве.)
118. Когда СССР не принимал участие в ОИ? (В 1984 г. в Лос- Анджелесе. XXIII ОИ.)
119. Какой олимпийской чемпионке присвоено звание Героя Российской Федерации? (Любове Егоровой - за выдающиеся достижения в спорте, мужество и героизм.)
120. На каких Олимпийских зимних играх Россия выступала впервые своей самостоятельной командой? (На XVII Олимпий¬ских зимних играх (1994 г.) в Норвегии.)
121. На каких ОИ прыжок в высоту впервые осуществили способом «фосбери-флоп»? (На XIX ОИ (1968 г.) в г. Мехико.)
122. Назовите имя олимпийской чемпионки, завоевавшей первую в истории советского спорта золотую медаль Олимпийских зимних игр? (Олимпийская чемпионка Любовь Баранова (Козырева).)
123. Назовите имя спортсмена, выступавшего на трех ОИ (VII, VIII, IX) и выигравшего 9 золотых медалей? (Пааво Нурми.)
124. В каком году (впервые после 1912 г.) в летних ОИ ко¬манда России приняла участие самостоятельно? (В 1996 г. Игры XXVI Олимпиады, Атланта.)
125. Валерий Борзов, Валерий Брумель - чемпионы ОИ... (в лёгкой атлетике).
126. Назовите страну, где проходили ОИ 1976г. (Канада.)
127. Александр Попов - чемпион ОИ... (в плавании).
128. В каком городе проходили Олимпийские зимние игры в 2006 г.? (В Турине.)
129. Первый в истории ОИ чемпион? (Джеймс Конноли, по¬бедитель в тройном прыжке.)
130. Наибольшее количество золотых медалей - по 9 - в со¬временных ОИ завоевали... (Пааво Нурми, Лариса Латынина, Марк Спитц, Карл Льюис.)
131. Зимние ОИ 2002 г., вид спорта - биатлон, золотая ме¬даль... (Пылёва Ольга).
132. Александр Карелин - чемпион ОИ... (в борьбе).
133. Галина Кулакова, Раиса Сметанина - чемпионки ОИ... (в лыжных гонках).
134. Расположите в хронологической последовательности города, где проходили ОИ, начиная с XXII Игр. (Москва, Лос- Анджелес, Сеул, Барселона, Атланта, Сидней, Афины.)
135. Созыв спортсменов в високосный год каждой Олимпиа¬ды на знаменательный праздник спорта - это... (Олимпийские игры).
136. Игры Олимпиады проводятся ... (в течение первого года празднуемой Олимпиады).
137. В чем разница между Олимпиадами и ОИ? (Олимпиа¬дами называется период четырех последовательных лет. Олимпийские игры - соревнования по программе олимпийских состязаний.)
138. Современные ОИ состоят... (из игр Олимпиады и зим¬них ОИ).
139. Зимние ОИ празднуются... (в течение второго кален¬дарного года, следующего после года начала Олимпиады).
140. Какова продолжительность ОИ? (Продолжительность Игр не должна превышать: 15 дней - летние, 10 дней -зимние.)
141. Назовите самые престижные спортивные соревнова¬ния. (ОИ.)
142. Когда состоялся Первый Международный олимпийский конгресс? (23 июня 1894 года).
143. Назовите дату создания МОК. Что означает аббревиату¬ра МОК? (23 ИЮНЯ 1894 г. на конгрессе в Париже был создан МОК. Международный олимпийский комитет - высший орган олимпийского движения.)
144. Что является высшим органом МОК? (Сессия, то есть общее собрание всех его членов. Она проводится не реже одного раза в год.)
145. Назовите основную задачу МОК. (Руководить олим¬пийским движением в строгом соответствии с Олимпийской хартией.)
146. Через сколько лет проводятся летние ОИ? (Через 4 года.)
147. В соответствии с Олимпийской хартией на ОИ страну представляет... (Национальный олимпийский комитет).
148. Кто руководит развитием олимпийского движения и ОИ? (Международный олимпийский комитет (МОК).)
149. Наши члены МОК... (К. А. Андрианов, А. О. Романов, М. В. Граммов.
В. Г. Смирнов с 1971 г.
В 1994 г. — Ш. А. Тарпищев.
В 1995- 1996 г. - Ю. Е. Титов.
В настоящее время - А. Попов.
150. Где проходила 112-я сессия МОК, на которой был из¬бран восьмой президент МОК? Назовите его имя. (В Москве. Жак Рогге.)
151. Назовите президента Олимпийского комитета России с 2001 г.? (Леонид Васильевич Тягачев.)
152. В каком году был создан Национальный олимпийский комитет (НОК) СССР? (В 1951 г.)
153. Назовите президентов МОК.
(1894—1896 гг. — Деметриус Викелас;
1896-1925 гг. - Пьер де Кубертен;
1980—2001 гг. Хуан Антонио Самаранч в Москве избран на сессии;
С 2001 г. - Жак Рогге избран на 112-й сессии в Москве.)
154. Первым представителем СССР в Международном олим¬пийском комитете был... (Константин Александрович Андриа¬нов.)
155. Укажите, кто из выдающихся спортсменов в настоящее время является членом МОК? (Александр Попов.)
156. Назовите седьмого президента МОК, избранного на сес¬сии в Москве. (Хуан Антонио Самаранч.)
157. Заместитель председателя Российского олимпийского комитета, созданного в 1989 г., Владимир Васин - чемпион ОИ... (по прыжкам в воду).
158. Представителями МОК для Российской Федерации яв¬ляются... (Виталий Смирнов, Шамиль Тарпищев, Александр По¬пов).
159. Председатели Олимпийского комитета СССР... (К. А. Ан¬дрианов, С. Павлов, В. Г. Смирнов).
160. Председатели Олимпийского комитета России... (В. Ва¬син, В. Смирнов, Л. Тягачев).
161. Когда был образован Всероссийский олимпийский ко¬митет (нынешний Олимпийский комитет России - ОКР)? (1 де¬кабря 1989 г.)
162. Всероссийский олимпийский комитет был переимено¬ван в Олимпийский комитет России (ОКР)... (в 1992 г.).
163. Кому предоставляется право объявить ОИ открытыми? (Согласно Олимпийской хартии - главе государства, где прово¬дятся ОИ.)
164. Команда какой страны идет первой в парадном шествии на Празднике открытия ОИ и почему? (Согласно Олимпийской хартии - команда Греции (в знак признательности родине ОИ). Команды остальных стран идут на параде в алфавитном по¬рядке.)
165. Команда какой страны завершает парадное шествие на церемонии открытия ОИ? (Согласно Олимпийской хартии - команда страны — организатора проводимых Игр.)
166. Право проведения ОИ предоставляется... (городу).
167. Каковы основные черты церемонии награждения участ¬ников современных ОИ? (Спортсмены, занявшие 1-3-е места, награждаются медалями и дипломами; 4—8-е места — диплома¬ми. На медалях должны указываться вид спорта и вид соревно¬ваний, за победу в которых они присуждаются. Под звуки национального гимна страны олимпийского чемпиона поднимают¬ся национальные флаги всех призеров.)
168. Кем вручаются олимпийские дипломы и медали спорт¬сменам, поднявшимся на пьедестал почета? (Президентом МОК (или назначенным им членом МОК) в сопровождении президента соответствующей Международной спортивной федерации.)
169. Когда была введена в ритуал Олимпиад олимпийская клятва судей? (В 1968 г. по предложению Олимпийского коми¬тета СССР.)
170. Какой день ежегодно отмечается как Олимпийский день? (23 июня -День создания МОК (1894 г.)).
171. Когда начали отмечать Олимпийский день в России? (В России Олимпийский день отмечается с 1990 г.)
172. Какой год объявлен Организацией Объединенных На¬ций Международным годом спорта и олимпийских идеалов? (1994 — год 100-летия МОК.)
173. Что обозначает термин «олимпизм»? (Олимпийская хар¬тия: «Олимпизм представляет собой философию жизни, воз¬вышающую и объединяющую в сбалансированное целое досто¬инство тела, воли и разума».)
174. В каком документе изложены основополагающие прин¬ципы современного олимпизма? (В Олимпийской хартии.)
175. Развитие олимпийского движения содействует... (соз¬данию новых духовных и материальных ценностей физической культуры, форм и видов спортивных соревнований и занятий физическими упражнениями).
176. Какова цель олимпизма? (Целью олимпизма является повсеместное становление спорта на службу гармоничного развития человека, с тем чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства.)
177. Перечислите основные проблемы современного олим¬пийского движения? (Проблемы коммерциализации, профессио¬нализации, допинга, объективности судейства, организации и проведения ОИ с учетом их «гигантизма».)
178. Международная олимпийская академия основана... (в 1961 г.).
179. Советская олимпийская академия основана... (в 1987г.).
180. Единственный вид спорта, заимствованный непосредст¬венно из античности и ныне включенный в современное легко¬атлетическое десятиборье? (Метание диска.)
181. Вид спорта - футбол, название международного объе¬динения? (Международная федерация футбольных ассоциаций.)
182. Вид спорта - легкая атлетика, название международного объединения? (Международная федерация легкоатлетических союзов.)
183. В честь афинского воина Филипидиса, принесшего в Афины весть о победе над персами в античные времена, во время современных Игр Олимпиады проводятся соревнова¬ния в марафоне. Какое расстояние пришлось преодолеть этому воину? (42 км 195 м. Марафон — это бег на 42 км 195 м.)
184. Какой континент символизирует кольцо красного цве¬та? (Америка.)
185. Где зажигается факел олимпийского огня? (В Олимпии, у подножия горы Кронос.)
186. Чем зажигают олимпийский огонь? (Солнечными лучами.)
187. Где зажигается факел олимпийского огня современных ОИ? (У храма Зевса в Олимпии под эгидой МОК.)
188. Чем награждает МОК спортивного деятеля или спорт¬смена за особые заслуги перед олимпийским движением? (Олимпийским орденом, который учреждён в 1974 г.)
189. Первая телевизионная трансляция с ОИ была проведе¬на... (в 1936 г.).
190. Кто из российских спортсменов был награждён знаком «Фэйр Плей»? (А. Карелин.)
191. Укажите, в какой последовательности избирались пре¬зиденты МОК? (1. Викелас; 2. Де Кубертен; 3. Бэ-Латур; 4. Эд- стрем; 5. Брендедж; 6. Килланен.)
192. Когда впервые появился на Играх талисман, как бы при¬носящий счастье любому олимпийцу, любому болельщику? (В 1968 г., в Мехико.)
193. Первым представителем СССР в МОК был... (С. П. Павлов).
194. Олимпийский талисман на Играх в Атланте. (Существо «Иззи».)
195. Сколько олимпийских медалей завоевали спортсмены России на Олимпиаде в 1912 году в Стокгольме? (4.)
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
196. Назовите Международный день борьбы со СПИДом (1 де¬кабря.)
197. Назовите Всемирный день борьбы с наркоманией? (1 марта.)
198. Кто из древнегреческих философов считал движение це¬лительной частью медицины? (Платон.)
199. Перечислите основные «законы здоровья».
(1) Достаточная двигательная активность; 2) правильное питание; 3) закаливание; 4) соблюдение правил личной гигиены;