• 20 Апреля 2024, 09:29:59
• Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Давайте обсудим актуальность данной темы  (Прочитано 3532 раз)

Оффлайн Анна

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 6
Современные требования к организации обучения школьников согласно Концепции модернизации российского образования нацеливают учителя на развитие творческой, социально-активной личности, выявление ее познавательных интересов и потребностей выдвигает задачу развития познавательных способностей, активизации познавательной самостоятельности обучаемых. Особое место среди всех видов и форм деятельности обучаемых, способствующих активизации познавательной самостоятельности, реализации творческого потенциала школьников занимает участие школьников в олимпиадах. В  олимпиадах принимают участие учащиеся, которые имеют высокую мотивацию к учебной деятельности, имеющие высокие показатели в учебной деятельности, потенциальные «медалисты». Как правило, такие ученики принимают участие в нескольких олимпиадах, причем по предметам из разных областей знаний, ведь «талантливый ребенок талантлив во всем». Некоторые учащиеся принимают участие в 5-6 предметных олимпиадах, что является огромной дополнительной нагрузкой на школьника и влияет на его здоровье.

Подготовка учащихся к олимпиаде  - это сложный процесс, участниками которого являются педагоги, ученики, родители, он требует большого напряжения сил от наших учеников.  Это прекрасный стимул глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления. Это долгий и кропотливый процесс, требующий от учителя определенной системы действий и наличия необходимого методического материала для их реализации.
Нельзя подготовить ученика к успешному участию в олимпиаде за несколько дней или недель.
Именно поэтому при подготовке к олимпиаде мы должны на первое место ставить интересы ребенка, его здоровье.
Предметные олимпиады являются соревнованием школьников по общеобразовательным предметам. Главная их задача заключается в повышении интереса учащихся к изучению школьных дисциплин и выявлению талантливых учащихся.   
         
Олимпиадное движение сегодня является одним из актуальных направлений, когда речь идет о работе с одаренными детьми. Участие обучающихся в олимпиадах, их победы сегодня рассматривается одним из критериев оценки деятельности образовательных учреждений, деятельности педагога при прохождении аттестации. Однако мы не должны забывать, что главными участниками олимпиадного движения являются наши ученики и что подготовка к участию в олимпиадах является для них существенной дополнительной учебной нагрузкой.
Олимпиады позволяют школьникам проверить и критически оценить свои возможности, определиться в выборе дальнейших путей своего образования. Олимпиады охватывают более широкий круг знаний по тому или иному школьному курсу и способствуют формированию более широкой эрудиции; обладают огромным потенциалом для выявления наиболее талантливых, увлеченных наукой школьников, построения для них индивидуальных образовательных программ (траекторий), существенно расширяют возможности социализации учащихся, то есть способствуют достижению основных целей обучения в школе.

Проведению олимпиад должна предшествовать длительная подготовка обучающихся к ним. Процесс подготовки к олимпиадам должен начинаться с начала учебного года.  Подготовка к олимпиадам и успешное выступление обучающихся являются одними из показателей качества работы учителя.
Олимпиада – это внеклассная форма обучения.  И для подготовки школьников к олимпиадам  необходим индивидуальный подход к каждому ученику.

Многолетний опыт участия в олимпиадах разного уровня и ранга показывает, что школьникам для успешного выступления в них требуется отдельная от урочной деятельности, особая подготовка. Особая подготовка к олимпиаде требуется для учащихся, прежде всего потому, что при их организации и проведении предпочтение отдается оригинальным идеям решения тех или иных проблем с четким их обоснованием, выбору оптимального метода выполнения задания, аргументированным выводам и т. д.
 Подготовка к олимпиаде требует разработки индивидуальной программы для каждого ее участника, которая учитывает степень его владения фактическим материалом различных разделов того или иного школьного курса, уровень сформированности познавательной самостоятельности, творческий потенциал, особенности мышления и другие факторы. После разработки программы начинается ее последовательная реализация. В подготовке учащихся к олимпиадам широко используются задания олимпиад прошлых лет. Подготовка школьников к олимпиадам заключается не столько в «наполнении» их дополнительными знаниями (они и так знают достаточно много), сколько предполагает широкое использование заданий творческого и практического характера, предполагающих оригинальное решение различных проблем.
Основные типы заданий, используемые при составлении текстов  заданий олимпиад при подготовке к олимпиаде:

  • Задачи, требующие мобилизации имеющейся в памяти информации;
  • Вопросы с рисунками и схемами;
  • Задачи типа «найди ошибку»;
  • Вопросы на наблюдательность;
  • Вопросы на перечисление;
  • Вопросы о функциях;
  • Задания на связь с образом жизни;
  • Упражнения о способах решения задачи;
  • Задания на сопоставление;
  • Вопросы на глобальные связи;
  • Задания, требующие выдвижения гипотез;
  • Задания-тесты;
  • Логические задачи и т.д.
     
Олимпиадная задача по любому предмету – это задача повышенной трудности, нестандартная как по формулировке, так и по методам решения. Для успешного выполнения заданий необходимо умение логически мыслить, анализировать условия нестандартных задач, разбивать задания на известные подзадачи. Основной трудностью участников является неумение  пользоваться анализом для поиска решения, комбинирование известных способов решения.

Олимпиады, как показывает наш педагогический опыт, обладают огромным потенциалом для выявления наиболее талантливых, увлеченных наукой школьников, построения для них индивидуальных образовательных программ (траекторий), существенно расширяют возможности социализации учащихся, то есть способствуют достижению основных целей обучения в школе.
  Рекомендации  всем учителям-предметникам.
1.Подготовка к успешному участию ученика в предметных олимпиадах – это систематическая  индивидуальная работа учителя и ученика.
2.Если у ученика нет опыта участия в предметных олимпиадах, то начинать подготовку к ним надо как можно раньше, за несколько месяцев. Ребенок должен идти на олимпиаду подготовленным. Он должен знать, что его ждет, какие типы заданий будут включены в олимпиадные материалы.
3.Разработайте и подготовьте дидактические материалы, чтобы ученик мог использовать их для самостоятельной работы, а у учителя получать консультации. В комплект дидактических материалов входят:
-гипертекстовые приложения, которые в доступной форме излагают содержание курсов предмета по всем темам, включаемым в олимпиадные задания, в том числе и те материалы, которые не входят в школьную программу;
-олимпиадные задания по темам;
-рекомендации для выполнения отдельных видов олимпиадных заданий, схемы, таблицы;
-электронные образовательные ресурсы для подготовки к олимпиадам
4. Все материалы размещаются на автоматизированном рабочем месте учителя в доступном для учащихся виде. Ученики, которые целенаправленно готовятся к олимпиадам, берут эти материалы в электронном виде и размещают на своих домашних компьютерах.
5. Спланируйте работу свою и учеников при подготовке к олимпиадам. Определите время групповых и индивидуальных занятий, консультаций. Определите последовательность изучения тем, выполнения заданий, так как ребенок при подготовке к успешному участию в олимпиаде должен изучить школьную программу раньше своих одноклассников, изучить ряд тем, не входящих в программу.
6. Используйте при подготовке к олимпиаде школьников возможности дистанционных олимпиад по предметам. Это позволит ученикам проверить свои  знания, увидеть слабые и сильные стороны; расширит их знания по предмету, так как при участии в дистанционных олимпиадах учащиеся пользуются дополнительными источниками информации, ЭОР и ЦОР.
7. Для подготовки к олимпиадам, ученик и учитель могут использовать ресурсы центров дополнительного образования в дистанционном режиме.
8. Поощряйте своих учащихся, участников олимпиадного движения, даже если они не стали призерами, любой результат ребенка, показанный им, достоин уважения и должен быть отмечен преподавателем. Проанализируйте вместе с ребенком выполненную им олимпиадную работу (через анализ заданий), разберите допущенные ошибки, спланируйте дальнейшую работу по подготовке к олимпиадам. Постарайтесь убедить ученика, что его труд по подготовке к олимпиаде не пропадет зря, покажите ему, где он может использовать свои знания.
9. Занимайте самообразованием, расширяйте свои знания в различных областях знаний. Чтобы вырастить достойного участника олимпиадного движения, учитель должен сам обладать глубокими знаниями своего предмета.

Система подготовки участников олимпиад:
-базовая школьная подготовка по предмету;
-подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
-самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
-целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
Смеречук В.Б., руководитель РМО
« Последнее редактирование: 03 Июня 2015, 08:58:30 от Admin »