• 25 Сентября 2020, 12:11:45
• Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Методические рекомендации по подготовке обучающихся к олимпиадам по иностранному  (Прочитано 2803 раз)

Оффлайн Анна

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 6
Подготовка обучающихся к олимпиадам является одной из важнейших задач учителя, поскольку не только развивает способных детей, но и благотворно влияет на повышение статуса самого учителя, его имиджа и, как следствие, его финансового благополучия. Поэтому каждый учитель заинтересован в работе с перспективными детьми.

Итак, что необходимо для успешной подготовки школьников к олимпиадам? Во-первых, нужно обратить внимание на наличие пытливых, ищущих, увлеченных вашим предметом школьников. Далее нужно приступать непосредственно к их развитию и подготовке к участию в олимпиадах. Предполагается начало такой деятельности уже в начальном звене. Здесь можно предложить творческие конкурсы и соревнования в рамках Недели иностранного языка, Декады гуманитарных наук. Это могут быть внутришкольные или межшкольные олимпиады для учащихся. Работа может проводиться в группах, достаточно одного часа в неделю.

В среднем звене в 5- 7 классах проходит школьный этап Всероссийской олимпиады. Если вы еще не знакомы с учащимися, прибывшими после начального звена, то как раз на этом этапе уже определяются творческие, имеющие способности к иностранному языку и желающие заниматься им в дальнейшем дети.  В среднем звене педагог может построить свою работу на факультативах, индивидуальных занятиях, клубах по интересам. На данном этапе ребята могут получать определенный объем заданий на дом. В качестве одного из способов подготовки можно предложить индивидуальные образовательные траектории. Первым этапом на данном пути   является педагогическая диагностика, устанавливающая уровень развития ученика. Диагностика направлена на правильный выбор учебных задач и выстраивание индивидуальной траектории работы с учеником. Особая роль отводится самодиагностике, позволяющей ребенку следить за своим продвижением, корректировать его. Для этого используются заполняемые учеником небольшие таблицы, отражающие умения и навыки, отрабатываемые в ходе изучения конкретной темы. Анализируя повышение уровня умений и навыков, учащийся самостоятельно выделяет перспективы и определяет приоритеты в обучении. На данном этапе работы эффективную роль играет портфолио ученика, основной акцент делается на поощрение успеха, создание моральной обстановки, способствующей раскрытию положительных черт ученика.

Итак, можно выделить следующие виды деятельности педагога и учащегося:
- проведение диагностики;
- обсуждение результатов диагностики с учащимися;
- постановка цели совместно с   учащимися;
- помощь в разработке траектории предстоящей работы;
- обсуждение сроков действия траектории;
- отбор содержания учебного материала;
- предоставление информации о необходимых информационных источниках;
- определение форм и сроков контроля;
- обсуждение результатов;
- педагогическое сопровождение.
 
Такие разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий можно обозначить как «опека», «забота», «защита». Основные задачи этапа:
 -начало формирования навыков самостоятельной работы;
 -развитие творческих способностей;
 -применение полученных знаний в нестандартных ситуациях.


Второй этап предполагает работу с учениками 8-9 классов. Для учащихся 8 - 9 классов предлагаются факультативы, элективные курсы. Выделяются следующие задачи:
- поддержать в ученике дальнейшую мотивацию;
- оказать помощь в достижении наилучшего образовательного результата;
- оказать помощь в разработке траектории развития ученика;
- оказать помощь в отборе содержания учебного материала;
 -обсуждать и анализировать результаты участия в различных дистанционных конкурсах, олимпиадах;
 
На данном этапе деятельность педагога можно выделить как «наставничество», так как есть необходимость научить учащегося действиям продуктивного плана.


Третий этап (для обучающихся 10 -11 классов). Эти учащиеся уже имеют определенный опыт самостоятельной работы по подготовке к олимпиаде. Таким учащимся необходимо предоставить возможность для выполнения индивидуальных дифференцированных заданий, упражнений, расширяющих и углубляющих их знания. Большая часть индивидуальной работы с этими учащимися приходится на внеурочную работу. Это ставит их перед необходимостью решать проблемы, самостоятельно используя различные источники информации. Виды деятельности педагога и учащегося меняются в сторону наибольшей самостоятельности последнего. Деятельность педагога можно охарактеризовать как «помощь», «поддержка». Основными задачами педагога становятся анализ ситуаций, наблюдение, разработка косвенных вопросов, поиск прецедентов для их совместного анализа. Для подготовки учащихся к олимпиадам можно составить индивидуальную образовательную траекторию по следующим пунктам:
1. цель индивидуального изучения предмета;
2. основное содержание предмета, изучаемого самостоятельно;
3. источники информации;
4. творческие задания, рекомендуемые конкурсы и олимпиады;
5. день и время консультации;
6. самооценка учащегося;
7. оценка учителя.
Таким образом, основным моментом подготовки обучающихся к участию в олимпиадах остается поддержание их мотивации, познавательного интереса.

http://www.edu.ru/ - федеральный портал «Российское образование». Содержит обзор образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные стандарты и многое другое.

http://www.rusolymp.ru – федеральный портал российских олимпиад школьников