• 19 Марта 2024, 13:32:04
• Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Можно ли добиться результатов используя данные рекомендации?  (Прочитано 4804 раз)

Оффлайн Анна

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 6
Методические рекомендации по подготовке обучающихся к олимпиаде по предметам.

Рекомендация 1. Подготовка к успешному участию обучающихся в предметных олимпиадах – это индивидуальная работа учителя и ученика. Начинать работу необходимо с выделения группы детей проявляющих интерес именно к вашему предмету.  Помните, что участие в олимпиадах для учащегося – дело добровольное! Первым делом необходимо провести беседу с учителями смежных дисциплин на предмет выявления учащихся с особыми образовательными способностями, обратиться к мониторингу выявления одаренности, который ведется в каждой школе.

Рекомендация 2. Провести беседу с учеником, чтобы получить ответы следующие вопросы как: готов ли обучающийся начать подготовку к участию в олимпиадах, имеет ли он свободное время для дополнительных занятий? Это должен быть выбор ребенка! Ни в коем случае не настаивать на его участии в олимпиаде, если он не проявляет к этому интереса, понять его, ваш предмет -  это не единственная сфера его интересов.
Хорошо, если в разговоре педагога и ученика примут участие и родители ребенка, ведь их поддержка, а где-то и помощь очень необходимы в данном случае (потребуется распечатывать материалы, приобрести литературу, необходим доступ к сети Интернет и пр.). Иногда в процессе такой беседы выясняется, что у ребенка есть проблемы со здоровьем и серьезные дополнительные учебные нагрузка которые  при подготовке к олимпиадам могут сказаться на здоровье ребенка не лучшим образом.

Рекомендация 3. Если у ученика нет опыта участия в предметных олимпиадах, то начинать подготовку к ним надо как можно раньше, за несколько месяцев. Ребенок должен идти на олимпиаду подготовленным, должен знать, что его ждет, какие типы заданий будут включены в олимпиадные материалы. Он должен быть знаком с правилами проведения олимпиады, например с таким требованием, что нельзя пользоваться сотовым телефоном. Это позволит учащимся избежать ненужных стрессов, равномерно распределить время для подготовки.

Рекомендация 4. Разработать и подготовить дидактические материалы, чтобы ученик мог использовать их для самостоятельной работы, а у учителя получать консультации. В комплект дидактических материалов включить:
- приложения, которые в сжатой, доступной форме излагают содержание тем и разделов русского языка и литературы,  входящих в олимпиадные задания, в том числе и те материалы, которые не входят в школьную программу;

- олимпиадные задания, как по темам, так и тексты олимпиады. Архив таких заданий должен быть сформирован,  он включает задания всероссийской, региональной, муниципальной олимпиады, ключи к заданиям. Источником для формирования архива служит сайт Всероссийской олимпиады школьников, научно-методические журналы;

- рекомендации для выполнения отдельных видов олимпиадных заданий, например, как написать эссе, к рекомендациям прикладываются образцы лучших эссе,
электронные учебники, пособия;
- электронные образовательные ресурсы  для подготовки к олимпиадам.

Все материалы размещать на автоматизированном рабочем месте учителя в доступном для обучающихся виде, ученики, которые целенаправленно готовятся к олимпиадам,  могут знакомиться с материалами в электронном виде и размещать их  на своих домашних компьютерах.

Рекомендация 5. Спланировать работу свою и ученика при подготовке к олимпиадам, определить время групповых и индивидуальных занятий, консультаций. Определить последовательность изучения тем, выполнение заданий, так как ребенок при подготовке к успешному участию в олимпиаде должен изучить школьную программу раньше своих одноклассников, плюс изучить ряд тем, не входящих в программу общеобразовательных школ.

Рекомендация 6. Использовать  при подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников возможности дистанционных олимпиад по предметам. Это позволит обучающимся проверить свои силы, увидеть слабые и сильные стороны при подготовке к основной Всероссийской олимпиаде, расширит их знания по предмету, так как при участии в дистанционных олимпиадах учащиеся пользуются дополнительными источниками информации, ЭОР и ЦОР.
Возможные варианты участия:
- во Всероссийских молодежных чемпионатах по предметам, которые проводит Пермский центр поддержки одаренных детей;
- во Всероссийских дистанционных олимпиадах по предметам, проводимых Бийским центром развития одаренных детей;
-«Инфоурок»,  «Я энциклопедия», «Лисёнок», Всероссийские марафоны и другие.

Рекомендация 7. Для подготовки к олимпиадам, ученик и учитель могут использовать ресурсы центров дополнительного образования, сегодня многие из них работают в дистанционном режиме.  Возможности дополнительного, в том числе и дистанционного образования очень большие.  Они способствуют расширению и углублению знаний учащихся в предметных областях.

Рекомендация 8. Необходимо отметить обучающихся, участников олимпиады, даже если они не стали призерами, любой результат ребенка, показанный им, достоин уважения и должен быть отмечен преподавателем. Необходимо проанализировать вместе с ребенком выполненную им олимпиадную работу (через анализ заданий), разобрать допущенные ошибки, спланировать дальнейшую работу по подготовке к олимпиадам. Постараться убедить ученика, что его труд по подготовке к олимпиаде не пропадет зря, показать ему, где он может использовать свои знания.

Рекомендация 9. Учителю необходимо постоянно заниматься самообразованием, расширять свои знания. Многие олимпиадные задания сложны даже для учителей. Чтобы вырастить достойного участника олимпиадного движения учителю надо  обладать глубокими знаниями своего предмета, кстати, знания в области педагогики и возрастной психологии будут так же необходимы.

Мухаметова Р.Р., учитель русского языка и литературы МОУ Школа-детский сад с. Харсаим, руководитель ШМО
« Последнее редактирование: 22 Мая 2015, 09:33:54 от Анна »

Оффлайн Анна

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 6
Ф. И. О.________________________________________ Школа______________
Уважаемые коллеги!
 Для того  чтобы  помочь вам в подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку,  предлагается ряд заданий, выполняя которые вы окажетесь  и в роли  ученика,  и  эксперта,и методиста. Думается, что ваша работа будет плодотворной и подтолкнёт к самообразованию.
Задание №1.  Внимательно  прочитайте  текст, заполните таблицу, а потом по нему напишите сочинение в формате задания 25 на ЕГЭ по русскому языку.

(1)Ничто не наводит на меня такую пространственную печаль, ничто не повергает в такое чувство беспомощности, как одиноко светящееся окно в покинутой деревушке, да и в скоплении современных домов.
(2)Подъезжаешь рано утром к большому городу, входишь в этот сделавшийся привычным, но все же веющий холодом и отчужденностью каменный коридор – и ощущение такое, словно медленно-медленно утопаешь ты в глухом, бездонном колодце. (3)Равнодушно и недвижно стоят современные жилища с плоскими крышами, с темными квадратами окон, безликими громадами сплачиваясь в отдалении.
(4) Тяжелым сном повергнута окраина – ни огонька, ни вздоха.
(5)Спит сам себя загнавший в бетонные ульи трудовой человек, спят по пять-шесть деревень в одном многоподъездном доме, спит волость или целая область в одном микрорайоне, - только сны соединяют людей спрошлым миром: лошади на лугу, желтые валы сена средь зеленых строчек прокосов, береза в поле, босой мальчишка, бултыхающийся в речке, жатка, вразмашку плывущая в пшенице, малина по опушкам, рыжики по соснякам, салазки, мчащиеся с горы, школы с теплым дымом над трубой, лешие за горой, домовые за печкой...
(6)И вдруг раскаленным кончиком иголки проткнется из темных нагромождений огонек, станет надвигаться, обретать форму окна – стиснет болью сердце: что там, за этим светящимся окном? (7)Кого и что встревожило, подняло с постели? (8)Кто родился? (9)Кто умер? (10)Может, больно кому? (11)Может, радостно? (12)Может, любит человек человека? (13)Может, бьет?..
(14)Поди узнай! (15)Это тебе не в деревне, где крик о помощи слышен от околицы до околицы. (16)Далеко до каменного окна, и машину не остановишь. (17)Уходит она все быстрее и быстрее, но глаза отчего-то никак не могут оторваться от неусыпного огонька, и томит голову сознание, что и ты вот так же заболеешь, помирать станешь и позвать некого – никого и ничего кругом, бездушно кругом.
(18) Что же все-таки у тебя, брат мой, случилось? (19)Что встревожило тебя? (20)Что подняло с кровати? (21)Буду думать – не беда. (22)Так мне легче. (23)Буду надеяться, что минуют твой казенный дом беды, пролетят мимо твоего стандартного окна. (24)Так мне спокойней. (25)Успокойся и ты. (26)Все вокруг спят и ни о чем не думают. (27)Спи и ты. (28)Погаси свет.
(По В.П.Астафьеву)

Примерный круг проблем   Авторская позиция   Позиция пишущего сочинение    Аргументы
1.   Литературный
2.   Из жизненного опыта
   
Текст сочинения


Задание 2. Прочитайте текст С. Соловейчика,  сочинение ученика  по тексту  и оцените его, заполнив таблицу. В столбце «Комментарий», обоснуйте, почему вы поставили столько баллов. Думается, что при подготовке учащихся к написанию задания 25, вы  так же подробно обосновываете свою оценку.
Исходный текст
(1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью - значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился...
(3)Чего же не хватало пушкинскому герою - споров, театров и выставок? (4)Что это значит - духовная жажда?
(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность - не образованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека - это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника - ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство - все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.
(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.
(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19)Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу;это желания приобрести, получить, достичь, стать... (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные - назовём их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте... (С. Соловейчик)



Критерий   Баллы   Комментарий
К1      
К2      
К3      
К4      
К5      
К6.      
К7      
К8      
К9      
К10      
К11      
К12      

Задание 3. Для написания задания 15.3 на ОГЭ по русскому языку предлагается сочинение на нравственно-этическую тему. Успешно подготовить ребят помогают в том числе и  интеллект-карты.  Для образца вам предлагается работа «Что такое честь?»и методические рекомендации, как составлять интеллект- карты.
Что такое честь?
Определения   Аргументы
•       Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, обязательность, честность, ответственность, точность, единство слова и дела, недвусмысленность замыслов и поступков, благородство души и чистая совесть, доблесть» .

•       Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.


•        Честь - это нравственный стержень человека. Истинная честь состоит в том, чтобы поступать по законам своей совести, поэтому порядочный человек в ситуации нравственного выбора, ни секунды не раздумывая, не нарушит  закон чести и справедливости.

•       Толковый словарь С. Ожегова: «Честь - достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы».

•      Толковый словарь Ушакова
«Честь – это моральное и социальное достоинство человека, то, что вызывает и поддерживает уважение к самому себе или со стороны окружающих».

•      Настоящая честь – это решение делать при всех обстоятельствах то, что полезно большинству людей.        Бенджамин Франклин

•       Честь - сознательная готовность и стремление принимать на себя ответственность за свои решения, поступки или бездействие.


•         Что такое честь и почему она так ценилась во все времена? О ней говорит народная мудрость – «Береги честь смолоду», ее воспевают поэты и размышляют


философы. За нее умирали на дуэлях, а, потеряв ее, считали жизнь конченой. В любом случае, в понятии честь заложено стремление к нравственному идеалу. Этот идеал может создать человек сам для себя, а может и принять от общества.

•     Честь – это достоинство нравственно живущего человека.          Д. С. Лихачев
                                                                                                                                                               Один путешественник рассказывал о том, что эскимосы подарили ему большую связку сушеной рыбы. Торопясь на судно, он забыл ее в чуме. Вернувшись через полгода, он нашел эту связку на прежнем месте. Путешественник узнал, что племя пережило тяжелую зиму, люди сильно голодали, но никто не посмел тронуть чужое, боясь навлечь на себя бесчестным поступком гнев высших сил.
     Случай, связанный с Максимом Горьким. Когда царское правительство в 1902 году аннулировало избрание писателя в почетные академики, в знак протеста известные писатели - Чехов и Короленко отказались от званий академиков. Таким поступком литераторы высказали неприятие решения правительства. Чехов защищал честь Горького, в этот момент он не думал о себе. Именно звание «человека с большой буквы» позволило писателю защитить доброе имя товарища.

     Национальная гордость России, великий русский поэтАлександр Сергеевич Пушкин погиб на дуэли, защищая свою честь, семьи и  честь своей красавицы жены

     Один из узников сталинских лагерей в своих мемуарах рассказал такой случай. Конвойные, желая развлечься, заставили заключенных делать приседания. Запуганные побоями и голодом, люди стали послушно выполнять этот нелепый приказ. Но был один человек, который, несмотря на угрозы, отказался подчиняться. И этот поступок напомнил всем о том, что у человека есть честь, которую никто не сможет отнять.

      Примером честности и порядочности всегда в нашей стране были служивые люди, солдаты и офицеры русской армии.  Честь недаром называют святыней офицера. Была же формула  такая: душа – Богу, жизнь – царю, честь – никому.

    Так  Петр Великий, создатель русской регулярной армии, требовал от офицеров «блюдения чести», прекрасно понимая, что без нее нет как такового и офицера.

   По мнению А. В. Суворова, который  был эталоном офицера, именно чувство чести подвигало воинов на ратные дела. Во имя успеха боя русские офицеры, увлекая своим примером солдат, преодолевали, казалось бы, непреодолимые преграды (вспомним потрясающий пример перехода суворовских чудо-богатырей через Альпы). И чем труднее складывалась обстановка, тем тверже было стремление офицера выполнить приказ любой ценой — ведь на кону стояла честь! Честь личная, честь полка, честь всей армии.

   Военный обязан быть честным, хранить свою незапятнанную репутацию, где бы он ни находился: на поле боя, в компании сослуживцев, в быту, где никто из товарищей его не видит, и даже... оказавшись в плену. Здесь можно вспомнить подвиг генерал-лейтенанта Д. М. Карбышева, будучи контуженным, в бессознательном состоянии был пленен немцами. Ничто не смогло поколебать мужественного военачальника, заставить его пойти на компромисс с совестью, нарушить присягу, чтобы согласиться служить врагу! Гитлеровцы неоднократно пытались уговорить советского генерала работать на них, предлагая ему деньги и заманчивые посты. Однажды Дмитрий Михайлович ответил им легендарной фразой: «Мои убеждения вместе с зубами не выпадают… Я солдат и останусь верен долгу. А он мне запрещает работать на страну, которая воюет с моей Родиной». Он был зверски замучен, но не стал предателем, сохранил офицерскую честь.
      В боевых условиях честь в первую очередь выражается через личное мужество, храбрость, стойкость, самообладание, готовность к самопожертвованию.
    Майор  Дмитрий Островерхов.   О нём  писали многие газеты. В руках молодого солдата чуть не разорвалась бракованная боевая граната. Увидев, что через несколько секунд произойдет непоправимое, майор Островерхов выбросил рядового за заграждение и накрыл его своим телом. Грянул взрыв! Граната разорвалась на тысячи осколков, которые разлетелись по сторонам. И не один из них не попал в рядового, всю силу удара предназначавшегося неудавшемуся метателю, принял на себя майор Дмитрий Островерхов.  Рисковал — не то слово. Граната разорвалась совсем рядом. А у офицера была жена и годовалая дочка. К счастью, всё обошлось, и офицер пошёл на поправку.
  Во время первой войны в Чечне , когда войска вошли в Грозный, и были жуткие кровавые бои, все как-то забыли, что в этом городе ест дети разных национальностей, дети-сироты, там был интернат грозненский, в котором были и русские детишки, и чеченские, и ингушские….  И наши офицеры под пулями выносили их на себе, грузили в вертушку. И этим процессом руководил генерал Квашнин, хотя он не заканчивал военного училища, его называли в армии «пиджаком», но у него было понятие офицерской чести. Честь офицерская с мундиром не выдается. Либо она есть, либо ее нет.


Изучите рекомендации  и составьте 1 интеллект –карту, выбрав одно из нравственных понятий
•   Взаимовыручка
•   Выбор
•   Самовоспитание
•   Внутренний мир
•   Сила духа
•   Настоящее искусство

Желаем удачи!